Во времена СССР корабли таранили американцев

История с украинскими катерами выглядит «мелочевкой» по сравнению с навалом образца 1988 года

Таран или навал, как
говорят моряки, на катера в Керченском проливе на первый взгляд выглядел крайне
жесткой операцией ФСБ, учитывая тот факт, что украинцы еще были обстреляны. Но
те, кто интересуются историей, обязательно вспомнят, что российские моряки
проделывали подобное в Черном море, причем не с кем-нибудь, а с американскими
боевыми кораблями.

В конце 80-х Советский
Союз трещал по швам, и США все меньше и меньше уважали Москву, совершая
провокационные действия там, где никогда не решились бы во времена разгара
холодной войны.

Подобно тому, как
Украина сейчас оспаривает 12-мильную зону от берега, считая Крым своим, США
решили, расстояние нужно отсчитывать от каждой точки береговой линии. В то
время как в Советском Союзе считали от линии, соединяющей входные мысы заливов.
Долгое время американцы не и не думали спорить, но когда почувствовали, что
СССР зашатался, решили «пойти в атаку».

Уверенности
американцам придавала и Конвенция ООН по морскому праву, которую СССР подписал
в 1982 году. Она допускала, что боевые корабли с оружием на борту в
исключительных случаях могут пройти через территориальные воды того или иного
государства. При этом они не должны заниматься разведкой, поднимать в воздух
летательные аппараты или проводить учения.

Одним из самых спорных
участков стало побережье Крыма с координатами 44 градуса северной широты и 33
градуса восточной долготы. Советскому Союзу в этом квадрате американские
корабли были нужны меньше всего: рядом в Саках находился наземный испытательный
тренажер корабельной авиации (НИТКА), на котором готовили летчиков будущей
авиагруппы авианосца «Леонид Брежнев» («Адмирал Кузнецов»), а в Форосе достраивали дачи ЦК КПСС,
оснащенные системой правительственной связи. Американцы просто могли
подключиться к каналу и прослушивать «слуг народа».

Конфлик произошле не
сразу. Еще 13 марта 1986 года американский крейсер «Йорктаун» и
эсминец «Кэрон» вошли в территориальные воды Крыма примерно на 10 км.
О обоих кораблей работали РЛС и другие радиолокационные средства для
осуществления разведки. Тогда адмирал флота Владимир Чернавин обратился к
министру обороны Сергею Соколову с планом противодействия подобным провокациям.
После этого Соколов сделал доклад, в котором и упоминался навал бортом на
корабль для вытеснения нарушителя за пределы границы. Обстрел кораблей означал
бы начало войны.

Прошло почти два года.
В начале февраля 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» снова вошли
в территориальные воды СССР, о чем было доложено командующему ЧФ Мизаилу
Хронопуло. Тому был отдан приказ сверху действовать согласно принятой
директиве.

Совершить навал
поручили экипажам сторожевого корабля (СКР) проекта 1135 «Беззаветный»
и СКР-6 проекта 35. Первым командовал капитан 2-го ранга Владимир Богдашин,
вторым – капитан 3-го ранга Анатолий Петров. Кроме того, для сопровождения
американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль
«Ямал».
Группой командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных
кораблей ЧФ капитан 2-го ранга Николай Михеев.

Миновав
территориальные воды Болгарии и Румынии, американцы упорно последовали дальше к
территориальным водам СССР. Советские моряки связались с ними и попросили
сменить курс, подчеркнув, что в
противном случае может быть применен навал. Но с кораблей ВМС США последовал
ответ: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та
же».

Тогда Михеев получил
приказ вытеснять нарушителей.  В 11 утра
«Беззаветный» навалился «Йорктаун» под углом 30 градусов,
разорвав якорем крейсеру борт, однако пострадал и сам: в носовой части борта
зияла пробоина. Параллельно «СКР-6» протаранил «Кэрон» – у
американца была повреждена обшивка и повреждена шлюпка.

«Йорктаун»
не сдался и продолжил путь, за что получил второй удар. Советский сторожевик
разломал крейсеру командирский катер и пусковую установку «Гарпун»,
начался пожар. Это был уже серьезный ущерб. «Кэрон» пошел на помощь «Йорктауну»,
и оба корабля как бы взяли в клещи «Беззаветного». Тогда на советском
коревете зарядили РБУ-6000 глубинными бомбами, направив установки на
американцев.

На
«Йорктауне» стали готовить вертолетов ко взлету, однако получили
недвусмысленное предупреждение: «вертолеты будут сбиты, как нарушившие
воздушное пространство СССР». Были немедленно вызваны Ми-24. Только после
этого американцы сменили курс и ушли в нейтральные воды. В Пентагоне поняли,
что СССР пойдет до конца в отстаивании своих границ и решили, что оспаривать
это будет себе дороже.

Капитан
«Беззаветного» получил орден Красной Звезды и в 1991 году стал
командиром крейсера «Москва». «Беззаветный» продолжил
службу после месяца ремонта, а в 1997 по условиям  раздела Черноморского флота был передан ВМС Украины, после чего стал
фрегатом «Днепропетровск».

В 2004 году был
подписан приказ о демилитаризации и утилизации корабля, а уже через год
украинцы затопили сторожевик в Черном море.

Александр ИЛЬИН

Источник: utro.ru

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.